Описываемый статистический период: 2008-2018 гг.
Источник — статья Mortality in Via Ferrata Emergencies in Austria from 2008 to 2018
Статья вышла в декабре 2019 года в журнале International Journal of Environmental Research and Public Health. Она анализирует все известные происшествия, потребовавшие участия спасателей, за последние 10 лет на виа-ферратах в Австрии.
Это не полный, а лишь выборочный перевод статьи, с небольшим вкраплением личных суждений
В России только начинает развиваться внутренний ферратизм, появляются новые маршруты, так что вопрос интересный. Своей статистики ещё нет, да и вряд ли её будут так тщательно собирать, как на западе. Малое количество занимающихся, а значит и несчастных случаев, не даст сделать сколько-нибудь полезных выводов.
Всех, кто задумывался о последствиях срывов на Виа Феррате, интересовало — насколько они опасны. Глубина падения вдоль железных тросов и ступенек, зачастую положительный рельф — всё это наводит на мысль, что каждый срыв — это чрезвычайное происшествие, приводящее к тяжёлым травмам. Данная статья даёт некоторые ответы на этот вопрос.
В источнике пишут, что в альпах примерно 1000 Виа Феррат. За 10-летний период только на австрийских маршрутах зафиксирована 1231 авария с участием 1684 человек.
Из попавших в происшествие, 64,8% — мужчины, а 35,2% — женщины.
Средний возраст пострадавших — 39 лет, самый младший — 3 года, самый старший — 82 года.
Во время аварий чаще всего была отличная погода:
Так как люди в Европе выбираются на ферраты по выходным и летом, на эти даты приходится и самое большое количество аварий:
Усталось на маршруте — 42.3%
Срывы — 22.8%
Блокировка (переклинило) и заблудившиеся — 17.5%
Блокировка — это когда мозг не даёт телу двигаться ни вверх, ни вниз. Чаще всего происходит на фоне усталости, как физической, так и психологической. «Снимите меня отсюда!!!» Самая частая причина — переоценка своих сил при выборе сложности и протяжённости маршрута.
Более подробно — в таблице:
Как видно в таблице, 57% людей не пострадали, но их спасали. 29% получили травмы, и 3,7% погибли — 62 души за 10 лет.
Среди причин гибели на первом месте срывы — 47 человек из 62 человек.
Но не каждый срыв опасен. Как оказалось, не использовали усы самостраховки, или вместо специального ферратного сета было другое, не предназначенное для Виа Феррат снаряжение, у 69 сорвавшихся. Из этих людей, нарушивших логику подготовки к феррате, погибли 26, а ещё 19 серьёзно пострадали.
Из 189 сорвавшихся со специальными усами самостраховки, погибло только 5 человек, а 106 травмировались.
Шанс гибели во время срыва со специальной самостраховкой составляет 2.6%, а без — 38% (!!!)
Больше пострадавших — на простых маршрутах. А в целом аварий — на средне-сложных:
Погибли из числа людей, попавших в аварию — 3.7%.
Больше всего погибло во время срывов (что логично) — 47 человек, за 10 лет.
Шанс погибнуть при срыве без ферратного сета — более чем в 10 раз выше, чем со специальной самостраховкой.
Ни одного случая гибели от молнии. Хотя казалось бы, стальной трос Виа Ферраты — огромный громоотвод.
Если учитывать, сколько сотен тысяч, или даже миллионов людей в Европе занимаются аутдор (outdoor) активностями, то травматизм и смерти на Виа Ферратах занимают далеко не первые места. В целом, активность считается безопасной. Есть гораздо более стрёмные вещи, и при этом не менее популярные, чем Виа Феррата.
Используйте правильное снаряжение.
Берите на маршрут ВСЁ необходимое снаряжение (включая каску и верёвку для верхней страховки, страховочное устройство и т. д.)
Берите еду и воду, чтобы вас не переклинило от голода и жажды (внезапная потеря сил, особенно на летней жаре).
Трезво оценивайте свои силы — начинайте знакомство с ферратизмом с простого маршрута, постепенно увеличивайте сложность.
Если хотите гарантий безопасности — возьмите в помощь нашего гида-инструктора. Работаем на всех крымских Виа Ферратах. Самая популярная локация — гора Ильяс-кая, находящаяся на территории Севастополя.
Да пребудет с вами трос!