Древнее караимское кладбище

Среди густых зарослей живописной балки видна арка кладбищенских ворот и развалины сторожки.  Тропа пересекает кладбище с запада на восток. Сотни могил заросли густым лесом. Надгробия, переплетенные лианами, глубоко ушли в землю, но в прошлом здесь росли только старые дубы. Четыре-пять из них еще недавно можно было увидеть в конце кладбища. Дубы считались священными, рубить их было запрещено, и само кладбище имело местное название «Балта-Тиймез» — «топор не касается». Ханские чиновники, вымогая у караимов деньги, нередко угрожали вырубить эти дубы.

Статус древнего некрополя у подножия Чуфут-Кале во все времена был настолько высок, что караимы привозили сюда хоронить своих умерших родственников даже из Москвы и Санкт-Петербурга.

Формы надгробий разнообразны: преобладают старинные однорогие и двурогие надгробия, но встречаются и плиты, лежащие горизонтально или стоящие вертикально, обелиски, столо-и гробо-образные памятники. Некоторые памятники ставили людям, умершим и похороненным вдали от Чуфут-Кале — это кенотафы, или «йол-таш», «придорожный камень». Надписи, зачастую с цитатами из Библии, выполнены на древнееврейском языке, изредка — на караимском, но древнееврейскими буквами. Надписи конца XIX — начала XX века обычно не двуязычные. Среди них, в самом начале кладбища — надгробие А. С. Фирковича.

Значительная часть надгробных надписей собрана и издана Фирковичем. Правда, последовавшая за этими публикациями полемика вызвала немало разногласий относительно датировки захоронений. Ряд ученых считают, что самое древнее погребение в Иосафатовой долине относится к 1249–1250 гг. Впрочем, недавние исследования археолога Бабаликашвили существенно удревнили эти даты — найдены 9 надгробий, датируемых 956–1048 гг. В целом, караимские надгробия, пока еще ждущие более детальных исследований, образуют своего рода летопись караимов — обитателей и хранителей города-крепости.

После того, как жители покинули Чуфут-Кале, кладбище не было заброшено, а напротив, приобрело значение общенациональной усыпальницы. Захоронение здесь считалось почетным, сюда везли покойников из других городов. В это время в основном и появляются памятники из дорогих пород камня, украшенные орнаментом в восточном вкусе, нередко с повторением символов смерти и воскресения — кипарис, розетка и т. д.

Скалы, камни, пустынность и общий библейский вид Чуфут-Кале и Иосафатовой долины издавна привлекают художников. В шестидесятых годах сюда приезжал И. Н. Крамской, написавший ряд этюдов для картины «Христос в пустыне». Эти места напоминали ему Палестину. Виды Чуфут-Кале и Иосафатовой долины и навеянные ими впечатления присутствуют и на картинах современных художников.

Пройдя кладбище до конца, можно выйти на плато, с которого открывается величественная панорама Крымских гор. 


Другие достопримечательности:

Ханский дворец

Ханский дворец

770 метров от скалы Мир. Бывшая резиденция крымских ханов. Памятник истории и культуры, единственный в мире образец крымско-татарской дворцовой архитектуры.

подробнее
Чуфут-Кале

Чуфут-Кале

3.2 км от скалы Мир. Средневековый город-крепость. По пути в крепость находится Успенский монастырь и древнее караимское кладбище - удобно посетить эти объекты за одну прогулку.

подробнее
Музей Гаспринского

Музей Гаспринского

200 метров от скалы Мир. Исмаил Гаспринский — крымско-татарский просветитель, писатель, педагог, культурный и общественно-политический деятель.

подробнее
Успенский Монастырь

Успенский Монастырь

1.8 км от скалы Мир. Монастырь уникален своим расположением в уютной долине, окруженной отвесными скалами, а многие его постройки "впечатаны" в скалу.

подробнее
Бахчисарайские сфинксы

Бахчисарайские сфинксы

400-900 метров от скалы Мир (разными маршрутами). Скалы - столбы понравятся любителям необычных природных объектов, ценителям пеших прогулок. Хорошая обзорная точка.

подробнее
Парк

Парк "Крым в миниатюре"

2.5 км. от скалы Мир. Парк будет особенно интересен детям - здесь много статуй и композиций с героями мультфильмов, хорошо оборудованная детская площадка, батуты, зооуголок.

подробнее