В первую очень находим новую подходящую для скалолазания скалу, или место на уже освоенной скале, но где ещё нет маршрута. На фото первый визуальный контакт с маршрутом «Место силы» 8b+/с:
Главные критерии — доступность места, крепкая порода и наличие зацепок. Нужно увидеть линию маршрута, в линии должна быть логика. Учитываются границы соседних маршрутов, чтобы не было путаницы. Опытный подготовщик может сразу оценить примерную категорию будущей линии — будет ли это маршрут для новичков или для спортсменов.
Это один из самых интересных этапов — много прогулок, не надо делать ничего физически тяжелого, можно помечтать. Этим этапом очень любят заниматься ребята, которые много говорят, но мало делают.
Затем нужно попасть наверх маршрута и повесить веревки для работы. Чаще всего это простой заход пешком, но иногда приходится делать целое альпинистское восхождение. С завешенных веревок производится очистка скалы от живых камней, земли и растительности:
Это самый тяжёлый и грязный этап создания нового маршрута. Если бы не он, линий в Крыму было бы намного больше. Жёлтые и белые следы на скале на фотографиях выше и ниже текста — места, откуда были сброшены непрочные части породы.
Чтобы ноги не пережимало петлями обвязки, мы используем маленькие подвесные скамейки из фанеры — «сидушки»:
В среднем, чистка одного маршрута высотой 20 метров и шириной 1.5-2 метра, занимает от 2 до 6 часов.
Из инструментов используется молоток, зубило, монтировка. Весь инвентарь пристрахован к сидушке верёвочками. Реже в помощь приходят кувалда, лом, специальные забивные клинья разных размеров, перфоратор. Еще реже — узкоспециализированные камнекольные клинья. Отверстия сверлятся в ряд с небольшим расстоянием друг от друга, в каждое вставляется клин, ударами молотка по каждому клину достигается образование напряжения в породе и в итоге — трещины. Нужная часть скалы отваливается.
Всё это делается, чтобы обезопасить лезущих и страхующих людей от падений камней, спровоцированных как самим лезущим (непрочная зацепка под рукой или ногой), так и самопроизвольным падением после нескольких зим (циклы замерзания — оттаивания воды, попавшей в пустоты под непрочной породой). Также падение камня может быть вызвано ветром, животными и птицами, землетрясением. Как бы хорошо не трудились подготовщики маршрутов, находится вблизи скалы лучше всего в каске. Всё очистить невозможно.
На маршрутах для спортивного скалолазания на расстоянии 1 — 2 метра друг от друга устанавливаются несъёмные точки страховки. Это очень прочные крючья, вырвать их во время срыва, при соблюдении правил установки практически невозможно.
В зависимости от свойств породы или от финансовых возможностей, используются или распорные анкера со специальными проушинами, или клеевые анкера. Основные материалы — нержавеющая или оцинкованная сталь. Большую помощь крымскому сообществу скалолазов оказывает компания Венто, которая предоставляет «железо» для оборудования маршрутов. Иногда скалолазы собирают средства сообща, — «скидываются», чтобы сделать больше маршрутов.
Самый дорогостоящий инструмент — аккумуляторный перфоратор:
Им сверлятся отверстия для установки крючьев. Перед сверлением, потенциальное место под анкер проверяется простукиванием — не должно быть глухих звуков, пустот; поблизости не должно быть трещин, отделяющих участок скалы от окружающего монолита.
Отверстие прочищается от пыли воздухом (синяя трубочка на фотографии ниже) и маленьким ёршиком.
В чистое отверстие анкер забивается молотком. Гайка закручивается ключом:
При использовании клеевых крючьев технология установки сложнее, требует больше опыта, ответственности и особых погодных условий. Нельзя использовать клей на мокрой скале и при среднесуточной температуре воздуха ниже +10 градусов.
Клеевой крюк Венто и название маршрута:
После «пробивки» крючьями следует весьма приятный этап — первое прохождение готового маршрута:
Если категория сложности по силам человеку, который создал «дорожку» — это лучшее из возможных сочетаний. И маршрут получится качественным, и автор сможет насладиться плодами своего труда.
«Китайский» крюк для крепления строительных лесов. Такие анкера очень распространены в Бахчисарае:
После прохождения, иногда требуются дополнительные работы. Где-то сгладить слишком острый край зацепа, режущего кожу на пальцах, где-то получше почистить скалу металлической щёткой. В худшем случае — перенести точку страховки на новое место, так как оказалось, что в нее неудобно или небезопасно вщёлкивать карабин (не дотянуться, или это приходится делать с плохих зацепов — можно сорваться с веревкой в руке).
Придумать маршруту название, которым будут пользоваться все будущие восходители, и которое попадёт в скалолазные путеводители — особое удовольствие. Эта маленькая деталь — зачастую большая мотивация для подготовщиков.
Подписывать название на скале или нет — каждый решает сам. Иногда в районе есть свои традиции. Например, запрет на подписывание. Если имя маршрута все же наносится на скалу краской — делать это следует аккуратно, настолько мелкими буквами, насколько это возможно. Интересен факт, что писать маленькие буковки эмалью по металлу удобнее всего заточенной спичкой или острой сухой веточкой. На скалу наносится крошечная капля краски, которая размазывается в нужную часть буквы. Только так получаются аккуратные буквы без подтёков и с четкими границами. Традиционный цвет подписи — синий или чёрный.
Я рассказал вам далеко не всё. Процесс создания новой линии с виду простой, но содержит много нюансов. Цели писать подробное руководство не было. Надеюсь, вам понравилось.
Периодически я провожу безоплатные семинары по подготовке новых скалолазных маршрутов. Присоединиться могут все желающие, имеющие скалолазный опыт.
Вы можете поддержать наш проект «1000 новых маршрутов» финансово.
Созидать приятно!