Скалолазание, альпинизм и
Виа-Феррата в Крыму

Позвонить на +7 (978) 1000-451

Написать в Whatsapp: +79781000451

Всё о новом маршруте Виа Феррата в Крыму, из Батилимана на Ласпинский перевал. Июль 2021

Дата: 11.07.2021 | Автор: Сергей Сумберг

Добрый день, друзья! 

Новый участок Виа Ферраты в Крыму создан в мае-июне 2021 года, и официально открыт для прохождений буквально вчера. Так совпало, что как раз вчера вечером я вернулся из путешествия в Дагестан, и уже на следующее утро пролез по новому маршруту в компании единомышленников. 

Что интересного встретилось на маршруте, его особенности и нюансы — всё в этой статье. 

Где находится

Чтобы попасть к началу маршрута, с южнобережного шоссе Севастополь-Ялта нужно съехать по указателю «Ласпи». 
Далее двигаться по асфальтовой дороге в урочище Батилиман, до начала маршрута около 2.5 км. 

Вид с горы Ильяс-кая: 

На схеме выше: 

Жёлтым цветом — простые участки
Красным — сложные участки
Синим — тросовая переправа

Спутниковый снимок:

 

Координаты парковки и начала маршрута: 
44.425836, 33.702130
От асфальта до начала троса — буквально несколько десятков метров.
Маршрут заканчивается на смотровой площадке «Перевал Ласпи»

Если вы оставили около старта машину, спуститься можно разными вариантами:

  1. Пешком по старой «Царской» дороге. Подробнее про неё, как достопримечательность — в статье на нашем сайте. На спутниковой карте выше, она отмечена красным цветом.
  2. Пешком по асфальту, но это очень долгий путь. 
  3. На такси, которое можно найти на парковке около кафе в районе смотровой площадки, или вызвать такси по телефону. 
  4. Если вы приехали на двух машинах (большая компания, или гид-инструктор тоже «на колёсах»), можно оставить одну машину наверху, а на второй спуститься вниз. Когда вы финишируете, на оставленной машине можно спуститься вниз к началу. Это работает, если ваша группа помещается в один автомобиль, но есть и другие схемы логистики.

Новый дизайн информационных табличек

В начале каждого участка установлены информационные таблички, рассказывающие про особенности и опасности Виа Ферраты. Также, внизу табличек указан телефон спасателей. 

 

Что же изменилось на табличках 2021 года? Выглядит она так: 

 

Ниже — типичный щит на маршрутах 2018-2019 годов: 

 

Информация стала более ёмкой. 

… На свой страх и риск!
… Не является аттракционом!
… Может привести к смерти! 

Такие обороты учитывают опыт, накопленный за прошедшие годы: по маршруту регулярно лазают без страховки, или с неподходящим снаряжением (верёвочные усы самостраховки, отсутствие касок и так далее)…

Новый маршрут продолжает использовать буквенную маркировку участков, как на Ильяс-кая, кириллицей. Эта линия обозначена ИКЛМ, с вариантом выхода с маршрута КН. 

Итак, таблички — зачёт!

Маршрут — описание и впечатления

Весь путь можно охарактеризовать как «мега-траверс» вправо-вверх:


Из-за такого направления, высота по мере подъёма особо не прибавляется, и если сравнивать ощущения с подъёмами на Ильяс-кая, то кажется, что ты всё время на старте. 

Почти в самом начале, встречается перестёжка вокруг толстого дерева. Такой фишки на участках Виа Ферраты на гору Ильяс-кая не было, оттого и непривычно: 

 

Автор статьи в начале пути: 

 

Ещё один эстетический момент — обход сухого можжевельника-мастодонта: 

 

Мы шли утром, поэтому фотографировать без пересветов получалось в основном назад, по ходу движения, по солнцу. Из видов там только извилистая дорога к горе Куш-кая и новому дворцу, а также бескрайние просторы Чёрного моря:

 

Нашёл маленький закуток, сфотографировал «из тени» вид на Ильяс-кая:

 

В 2012 году я сделал на скале, по которой сейчас идём, два скалолазных маршрута — «Крест» и «Водопад». Оба по 25 метров высотой, анкера и спусковая цепь на финише. Вокруг было ещё несколько мест для интересных маршрутов, но потенциал Зуба Морчеки перевесил, и я направил все силы туда. С тех пор никто так и не добавил на этой скале новых линий. 

На нетронутых рукой скалолаза участках попадается чумовой рельеф в виде глубокий промоин: 

 

С нового железного пути, снова осмотрел места для маршрутов, некоторые могли быть очень удачными, но теперь их высота сократится из-за пересекающего всю скалу троса. Если делать станцию под тросом, маршрут что на фото, будет короче метра на 4. 

Ничего страшного не произошло, мир не рухнул, эта скала всё ещё таит в себе потенциал для скалолазания. Не топчик, но когда-нибудь, у кого-нибудь, и до неё руки дойдут. Единственное, от проходящих выше по Виа Феррате могут сыпаться камни. 

Один такой вывалился прямо из-под ноги. Пройдёт пара месяцев и все такие находки волей-неволей окажутся внизу, у подножья скалы:

 

Траверс, уходящий вдаль: 

 

После трети пути начались вертикальные участки:

 

Трос новенький, ступеньки новенькие, так и хочется сказать, что ещё пахнут смазкой, или магазином, но на самом деле пахнут вокруг можжевеловые деревья и из-за дождливого лета, ещё не засохшие от адского солнца цветы и травы!

 

Пожалуй, самый интересный участок, не считая переправы:

 

Это внутренний угол скалы, с уже приличной отвесной глубиной под ногами. 

 

После угла, ещё немного и будет место, где можно спрятаться в тени:

 

Над спасительным закутком — ещё один запоминающийся участок, тоже угол. Здесь натыкано очень много ступеней, под руки и под ноги, ещё и трос идёт полукругом, прямо какое-то 3D лазание. На отвесных метрах приходится напрячь руки: 

 

Вид на это место сверху: 

 

И вот мы подошли к переправе, главной фишке данного маршрута. 

Тросовая переправа

 

Длина участка около 30 метров. Один стальной трос под ногами, два повыше работают как перила для рук, в них же нужно вщёлкивать усы самостраховки. 

 

Высота под ногами небольшая, но ощущений добавляет большой простор в сторону моря. 

 

В начале и в конце переправы идти легко, трос жёсткий и стабильный. В середине он больше всего болтается в стороны и провисает вниз. Интересно, ниже какого роста будет сложно идти и держаться за канаты-поручни? 

Аварийный выход с маршрута и финишный участок

Перед тросовой переправой, не проходя её, можно уйти вверх по тросовому ответвлению, выйти на тропу и досрочно закончить маршрут. Мы же пошли дальше, чтобы пройти полную версию новой ферраты. 

В какой-то момент над головой показалась смотровая площадка: 

 

А под ней — много мусора. Битое стекло, пластик, всё как обычно(((

 

Дальше встретилось ещё одно тенистое место, и мы не упустили возможности отдохнуть от жары:

 

Идём дальше, но ничего особенного и примечательного, запоминающегося после тросовой переправы мы не заметили…

 

В самом конце нужно приспуститься вниз. Очень неприятное место — земляная пыльная тропа, которая так и норовит осыпаться из-под ног, кусты мешают и цепляются, а потом ты попадаешь на откровенную свалку. 

Табличка на финише маршрута и мусор вокруг:

 

Наверху, над нашими головами, уже не маленькая смотровая, а основная обзорная точка перевала. Ты идёшь по мусору, а над тобой пьют пиво туристы, тыкают пальцем, смеются и бросают бычки. Я образно преувеличиваю, но почти так и было. 

Такой финиш смазывает впечатление от пройденного маршрута. Мы ведь такие герои, особенные люди, преодолевшие высоту и трудности, эти простые туристы должны нами восхищаться и желать с нами сфотографироваться, но почему тогда эти альпинисты копошатся там внизу в мусоре, как бомжи-нищеброды? Я опять утрирую, но ощущения у многих людей будут именно такими.

Ходить по мусору особенно неприятно под жарким палящим солнцем и в потной одежде)

Надо будет поискать другой выход с маршрута, по чистой лесной тропке. Выводить клиентов в эту помойку — не вариант. 

Скорее всего, финиш сделали здесь, в укрытии, чтобы из мест массового скопления посетителей смотровой площадки не было видно троса. А то желающих проверить, что там и как, без страховки и понимания опасностей, будет хоть отбавляй. 

Время старта, время прохождения

Мы стартовали в июле, в 8.45 утра. В этот день было с среднем +30 градусов тепла.
Вначале ветра не было и мы обливались потом.
Ольге, молодой и сильной девушке, даже стало плохо, с трудом нашли тенёк и полчаса приходили в себя. 

Много фотографировались, не торопились. 

С учётом отдыха и неторопливого темпа, прошли маршрут за 3 часа. Можно сказать, что тайминг нового участка — от 2 до 4 часов. 

Ориентация скалы — юго-юго-восток, поэтому вечером там ненадолго будет тень. Возможность быстрого прохождения и такая экспозиция позволяют планировать летнее путешествие в вечернее время, чтобы впритык успевать к закату.
Нужно знать, во сколько темнеет, и за 2-4 часа до этого времени вщелкнуть карабин в первый метр троса. Обязательно берите с собой налобные фонарики, если что-то пойдёт не так они пригодятся, ведь с телефоном в руке ходить по феррате, мягко говоря, не удобно))) 

Летом и по солнцу, крайне не рекомендую водить на этот маршрут пожилых людей и детей!

Выводы

Спасибо строителям, инициаторам и налогоплательщикам за новый отличный маршрут! Каждая ступенька ложится под руку, потому что грамотно продумано её расположение. В нужных местах под ногу попадается скальная полочка, качество монтажа всего оборудования — на высоте! 

Новая Виа Феррата частично снимет нагрузку с основной сети маршрутов на гору Ильяс-кая, где уже не первый год бывают пробки. 

В эстетическом плане она уступает видам и масштабам Ильяс-каи, но своё достойное место в копилке крымских маршрутов займёт буквально в ближайший месяц. 

Информация для гидов

Именно на этом маршруте неплохо бы носить с собой не короткий отрезок верёвки, а полноценные 50-60 метров. Тогда можно спустить человека, которому стало дурно, до подножия скалы с деревьями и тенью, за один спуск почти с любого участка пути. Короткой верёвки не хватит, а идти по тросу что вперед, что назад — почти одинаково трудозатратно. 
Чтобы было не тяжело таскать с собой такую бухту, оптимально выбрать диаметр около 9 мм. 

Наши услуги

Мы водим на крымские Виа Ферраты как гиды-проводники, а также выдаём сертифицированное снаряжение в аренду, прямо в посёлке Ласпи, для самостоятельного прохождения. Обращайтесь! 


Звоните по телефону +7 (978) 1000-451, пишите в Whatsapp (79781000451) или отправьте заявку — координатор перезвонит в течение двух часов, в рабочее время с 8.00 до 21.00

 



Наши партнёры:

партнеры попробуйскалолазания